Продолжаем хронику наиболее значимых событий в истории команды, приуроченных к 75-летию "СКА-Нефтяника". Очередная часть посвящена событиям сезона 1966-1967 годов.
Межсезонье 1966 года прошло в хабаровской команде под знаком перемен. Причём не только в игровом составе, но и в тренерском корпусе. Георгия Хрулькова, отдавшего армейскому клубу два десятка лет и прошедшего с ним в качестве игрока и капитана команды от первенства края до финала Кубка СССР и бронзовых медалей чемпионата страны, а затем уже в качестве тренера дважды приводившего дальневосточников на союзный пьедестал почёта, сменил Анатолий Панин – двукратный чемпион мира, свою игровую карьеру в высшей лиге начинавший в составе хабаровских армейцев. Серьёзной реконструкции подверглись оборонительные порядки, поскольку команду покинули сразу два защитника. В. Рыбин перешёл в московское «Динамо» и сразу получил место в сборной страны, а В. Васильчуков, демобилизовавшись, вернулся в родной Курск. Компенсировать эти потери призваны были А. Гладилин и С. Кузнецов, и, забегая вперёд, заметим, что в целом надежды тренеров они полностью оправдали. К радости болельщиков, место в воротах СКА вновь занял вернувшийся из Свердловска А. Лутков. А появление в команде 18-летнего Владимира Башана вполне можно назвать знаковым событием. По существу, со времени дебюта нашей команды в высшей лиге он оказался первым коренным хабаровчанином не только прочно и надолго занявшим место в основном составе, но и ставшим вскоре одним из её лидеров.
А старт чемпионата для наших земляков, как и годом ранее, получился безрадостным…
Главный турнир сезона открывался матчем СКА (Хабаровск) – «Динамо» (Москва). Отпустив гостей в первом тайме на три мяча вперёд, во втором хозяева пустились в погоню, и хотя она не удалась в полной мере, игра и прежде всего характер, проявленный армейцами в концовке встречи, позволяли надеяться на успех уже в ближайшем матче. Но, увы, ни во втором, ни в третьем домашнем матче торжествовать хабаровчанам не пришлось. Сначала они не смогли расшатать оборонительные построения ульяновской «Волги», затем не сумели сохранить преимущество в два мяча в игре против команды «Фили». Ну не входили в те времена эти команды в элиту отечественного хоккея с мячом. «Волга» ещё только копила силы для решающего рывка в призёры в начале 70-х, а «Фили» и вовсе сходили на нет, но сообща шесть очков из восьми возможных у наших отобрали! В четвёртом матче первенства соперником СКА были алмаатинские динамовцы. Здесь уже ни о какой недооценке противника речи быть не могло. Во всех отношениях принципиальная встреча завершилась для армейцев долгожданной победой, положившей начало серии из семи выигранных матчей. Лидерам, за исключением московских динамовцев, тем временем избежать потерь тоже не удалось, и наша команда уверенно вклинилась в ряды претендентов на медали. Вот как выглядела верхняя часть турнирной таблицы на 1 января 1967 года: «Динамо» (Москва) – 21 очко (после 11 игр), СКА (Свердловск) – 19 (12), СКА (Хабаровск) – 16 (10), «Динамо» (Алма-Ата) – 15 (12), «Енисей» - 15 (10), «Локомотив» – 13 (10). По потерянным очкам, как видим, лучшие, чем у дальневосточников показатели были только у москвичей! Казалось, что самые крупные неприятности уже позади, но…
…Матч «Динамо» (Москва) – СКА (Хабаровск) составители календаря поставили тогда на 1 января. Не знаю, кто и как встречал тогда Новый год, но результат матча поверг в шок болельщиков хабаровской команды. 0:7! Так крупно поколение Фролова и К° никогда не проигрывало. Похоже, шокированы были и сами игроки. Во всяком случае «постновогодний синдром» у нашей команды затянулся на целых полмесяца. За это время она проиграла ещё четыре матча кряду с общим счётом 6-15, и, естественно, откатились назад, пропустив вперёд не только разыгравшихся алмаатинцев, но и красноярцев. Единственным хоккеистом у армейцев, у которого этот отрезок был отмечен событием, достойным приятных воспоминаний, стал юный В. Башан, 15 января в Алма-Ате забивший свой первый из 308-ми мячей в высшей лиге. После того гола, кстати, хабаровчане повели в счёте (2:1), но к финальному свистку на табло значилось уже 2:5 не в нашу пользу…
Только в шестом матче наступившего 1967 года хабаровский СКА вышел из крутого пике. На оставшемся до финиша отрезке он показал абсолютно лучший результат. Но было уже поздно. Главные наши конкуренты держали турнирную ситуацию под контролем и только после того, как достигали своих целей, сбрасывали обороты…
Среди прочих фактов, приятных и грустных, сезон 1967 года запомнился ещё и тем, что последний матч в Хабаровске состоялся как никогда до того поздно, 16 марта. Яркое весеннее солнце к тому времени превратило гладкий лёд в рыхлую насыщенную водой массу. В том, что играть в хоккей с мячом на таком поле нельзя, все убедились, едва хоккеисты СКА и «Енисея» на него вышли. Наверное, только осознание того, что сибиряки в случае победы с перевесом не менее чем в пять мячей смогут обойти дальневосточников, не позволило судьям отменить игру. Признаться, более курьёзного зрелища мне видеть не приходилось. Под весёлые реплики с трибун команды соревновались в беге на коньках по мокрой снежной каше, в выковыривании мяча из-под неё и в других, ничего общего с игрой не имеющих состязаниях, в которых больше преуспели хозяева…
Часть 1-я. 1947-1948. Рождение легенды.
Часть 2-я. 1948-1949. А наградой - отрезы на костюм.
Часть 3-я. 1949-1951. Все выше, и выше, и выше.
Часть 4-я. 1951-1952. Окно в Европу.
Часть 5-я. 1952-1953. Прорыв в элиту.
Часть 6-я. 1953-1954. Дебют в высшей лиге, и первый финал в Кубке страны.
Часть 7-я. 1954-1955. Первая "бронза".
Часть 8-я. 1963-1964. Дальний Восток зазвенел серебром!
Часть 9-я. 1964-1965. И снова "бронза"