КУПИТЬ БИЛЕТ

По прозвищу "Сын"

12.09.2023

Памяти Владимира Ивашина посвящается.

 

 

Одним из ключевых игроков хабаровской команды СКА середины 60-х – 70-х гг. прошлого века изданный уже в 80-е справочник «Хоккей с мячом. Хоккей на траве» назвал нападающего Владимира Ивашина. В самом деле, в тот период он вместе с партнерами в чемпионатах СССР завоевал пять медалей: одну серебряную (1970 год) и четыре – бронзовые (1965, 1968, 1969 и 1972 гг.). И все это – в составе хабаровского СКА, хотя в своей карьере воспитанник подмосковного хоккея успел поиграть в подмосковном же Калининграде (ныне – Королев).

Дважды – в 1968 и 1969 годах – Владимир Ивашин включался в список 33 лучших хоккеистов страны (любопытно, что только в те сезоны он был «расширенным», до этого федерация этого вида спорта определяла 22 лучших игрока по итогам чемпионатов СССР).

Для кого-то из болельщиков этот факт может показаться знаковым – дескать, Ивашин все-таки был не в первых рядах, в нашем хоккее с мячом есть люди с более весомым послужным списком в этом смысле. Но просто отметим, что в ту пору в расцвете сил и возможностей были такие выдающиеся мастера атаки, как его одноклубник Анатолий Фролов, москвичи Михаил Осинцев и Юрий Лизавин (Ивашину довелось поиграть с ним в составе СКА – до перехода Лизавина в столичное «Динамо»), свердловчане Николай Дураков и Александр Измоденов, ульяновец Анатолий Рушкин, алмаатинец Валерий Бочков, а также уже начавший свою блистательную карьеру воспитанник архангелогородского хоккея Георгий Канарейкин…

Напомним, что все перечисленные нападающие – неоднократные чемпионы мира в составе национальной команды СССР. А вот Ивашину в ее составе сыграть не довелось. Но тот факт, что он дважды оказывался в элитном списке, свидетельствует, что вполне мог там оказаться. Но в то время на чемпионаты мира, увы, можно было заявить только 17 игроков...

Знающие Владимира Яковлевича люди говорят, что характер у Ивашина был, как говорится, не сахар. Можно поверить, ведь из тех же 60-х у хабаровских болельщиков наверняка остались в памяти эпизоды, когда молодой форвард СКА на ледовом поле, что называется,  «хулиганил». Скажем, случится на льду какая-нибудь игровая стычка с его участием, так Владимир в конфликте на рожон сразу не лез, отъезжал скромненько в сторонку. Прощал обидчика? Как бы не так! Просто в каком-нибудь другом эпизоде, когда судья в сторонку отвернется, проезжая мимо соперника, мог запросто «погладить» клюшечкой какую-нибудь часть тела «оппонента». Кстати, большинство игроков об этом знали, и потому Ивашина старались особо не задирать.

- Да, в характере Володи присутствовала этакая шпанистость, воспитанная дворами и подворотнями Московской области, - замечает заслуженный тренер России Анатолий Путилин. -  В игре он был по-спортивному злым, и это ему в хоккее только помогало.  На поле авторитетов для него не существовало, да и за бортиком, наверное, тоже. Его же заменить нельзя было! Делал вид, что не слышит тренера, уезжал куда подальше… А в основной состав Володя попал практически сразу после прихода в команду. Левый крайний нападающий Миша Девишев уехал домой, и Ивашина поставили на этот фланг. Катание у него было, может быть, и не идеальным, но клюшкой он владел очень искусно. Поначалу забивал, правда, мало, но потом, что называется, руку набил и стал частенько вратарей огорчать. Он же и стандарты умело исполнял. Был праворуким, но бил чаще с левой стороны, причем прилично.

Хотя Анатолий Путилин сказал о категорическом нежелании Владимира Ивашина «заменяться», один такой эпизод автор этих строк все же запомнил. Было это в конце 60-х, когда в Хабаровске встречались два армейских клуба – дальневосточный и уральский. Во втором тайме при счете 2:1 в пользу хабаровчан Владимир Ивашин ударом с дальней дистанции забил третий мяч и сразу после этого… был заменен. Причем для этого потребовался зычный голос из-за бортика самого начальника команды Николая Галюка. При этом Ивашин даже не остался среди запасных, а сразу отправился в раздевалку.

Секрет такой непонятной немилости начальства спустя много лет раскрыл один из участников тех событий.

- Думаю, за истечением «срока давности», через тридцать лет можно и рассказать о том курьезе, - рассказывал журналисту уже в конце 90-х бывший вратарь СКА Анатолий Лутков. – Свердловчане уже обеспечили себе чемпионское звание, а нам в трех оставшихся играх для завоевания серебряных медалей нужны были только победы. Не помню всего тогдашнего расклада, но мы должны были выиграть со счетом 2:1. Так что все остальные голы уже были, как говорится, лишними. Но не подумайте, что подобные договоры у нас были сплошь и рядом. С уральскими одноклубниками мы вообще жили дружно, хотя на поле, как правило, бились не на жизнь, а на смерть. Мы ведь в 1962 году, разгромив в финальной пульке ЦСКА со счетом 5:1 (после того поражения, к слову, команду ЦСКА по хоккею с мячом расформировали, столичные армейцы целиком переключились на хоккей с шайбой – прим. ред.), помогли свердловчанам в очередной раз стать чемпионами страны. Так что они, можно сказать, должок отдавали…

Рассказывают, кстати, что именно с «подачи» Анатолия Луткова за Ивашиным в армейской команде закрепилось прозвище Сын (для ветеранов – Сынок). Говорят, когда впервые перед ними предстал, показался таким  худеньким, да еще пришел в каком-то совсем простецком трико… Вот Анатолий Павлович, которого все называли Отцом или Папой, и обозвал Володю «сынком». Так и приклеилось на долгие годы. А дальше уже, как в песне: «Должен и сын героем стать, если отец – герой!».

В самом деле, пять медалей в чемпионате страны – разве это не спортивное геройство?

Между прочим, Владимир Яковлевичу тоже принадлежит нечаянное авторство одного прозвища. Да не кому-нибудь, а Виктору Ковалеву, одному из лучших игроков в истории хабаровского СКА. В армейский клуб этот талантливый хоккеист попал еще юношей, а у молодых ведь свои «фишки». Так вот, однажды Виктор покрасил свои волосы, и это, естественно, не прошло мимо внимания старших товарищей. «Чего это тебя, Витек, в какой-то бурый цвет покрасили?» - поинтересовался Ивашин у паренька. Было это при всех партнерах, и ребята тут же вынесли «приговор»: «Ну вот, Витя, и у тебя прозвище теперь появилось – Бурый!».

Владимир Яковлевич вообще за словом, как говорится, в карман не лез. Один из хоккеистов рассказал эпизод, когда армейцы тренировались летом на стадионе имени Ленина. Жара стояла страшная, но тренер Михаил Павлович Ханин от плана занятия не отступал и после ряда упражнений на набережной привел своих подопечных на центральную арену, чтобы продолжить тренировку уже здесь. Кто-то из игроков взмолился: «Михаил Павлович, может, не будем бегать в такую духоту?! Видите же, даже легкоатлетов нет!». Ханин еще не успел отреагировать на «бузу», как последовала реплика Ивашина: «Да что легкоатлеты, мошка и та не летает…». Вовремя найденный образ, говорят, подействовал и на сурового наставника, тренировочный режим на том занятии оказался щадящим…

Но вернемся к игровым характеристикам Владимира Ивашина. Признаться, автора этих строк несколько удивило следующее замечание уже упоминавшегося Николая Галюка в его раритетной теперь книжке «Хоккей с мячом», выпущенной Хабаровским книжным издательством в 1969 году. «Команда проиграла основные матчи именно из-за четкого выполнения нашими противниками стандартных положений, - писал Николай Иванович, анализируя итоги одного из предыдущих сезонов. – Нам в процессе календарных игр было забито 18 мячей с подачи угловых и свободных ударов. К сожалению, наши ударники В. Ивашин и В. Башан оказались недостаточно подготовленными для выполнения этих технических элементов. А несколько голов, забитых ими, пусть даже красиво, с угловых и свободных, не повлияли на результат игр».

Как-то это не вяжется с общим впечатлением об игровой карьере того и другого хоккеиста. Владимир Башан, признанный мастер в реализации стандартных положений, через год после выхода книжки вообще стал лучшим бомбардиром чемпионата СССР (критика начальника команды подействовала?), да и 225 голов Владимира Ивашина  в 317 матчах – результат вполне впечатляющий. Так что мы склонны больше доверять другой характеристике Владимира Яковлевича, что имеется в том самом справочнике «Хоккей с мячом. Хоккей на траве»: «Один из ключевых игроков хабаровской команды. Имеет сильный и точный удар, результативен».

Завершив карьеру, Ивашин совсем хоккей не забросил, поигрывая  за команды первой лиги в свободное от службы время.

Впрочем, словечко «поигрывая» к нему не отнесешь. Играя! Рассказывают, что на финальном турнире клубов первой лиги в Иркутской области Ивашин фактически «похоронил» надежды красноярского «Рассвета» на первое место, когда хабаровский «Нефтяник», уступая сибирякам после первого тайма 1:4, во втором сумел переломить ход матча благодаря вдохновенной игре в атаке Владимира Ивашина. Дальневосточники в итоге победили – 5:4, и решающий мяч провел как раз форвард, которого, как шутили соперники перед встречей, намекая на приличный возраст ветерана хабаровского хоккея, «подняли из гроба». Тут уже пришел черед вспоминать спортивный «фольклор» дальневосточникам, и поговорка насчет того, что мастерство невозможно проиграть в карты, в той ситуации вполне сгодилась…  

 

 

 

Оставить комментарий

Наши друзья и партнеры