КУПИТЬ БИЛЕТ

Жизнь в хоккее

08.05.2019

Большое интервью наставника армейцев журналу "Лучшее в Хабаровске".

 

 

- Михаил Юрьевич, почти 8 лет вы являетесь главным тренером «СКА-Нефтяника». Спустя этот период времени можете назвать себя хабаровчанином?

- В первую очередь я россиянин. Знаю многие проблемы, которые есть в крае, городе. Я не могу жить в своем отдельном мире. Информации много, и я ее пропускаю через себя. Не могу сказать, что я хабаровчанин. Скорее, я человек, который понимает все сложности бытия здесь. Так или иначе, но моя работа обязывает быть в большей степени погруженным в дела команды.

- В городе ориентируетесь?

- Центр знаю неплохо. По сути, вся жизнь проходит вокруг арены и центральной части города, где расположены театры, кафе, кинотеатры, администрации города и края, где приходится бывать время от времени. Из любимых мест, пожалуй, можно выделить бульвары в центре города.

- Семью не перевозили в Хабаровск?

- Жена с дочками приезжает время от времени. Обычно раз или два за хоккейный сезон. Сейчас я стараюсь чаще летать домой, потому что проще это сделать одному, чем вдвоем или втроем. Конечно, скучаю по своим близким. Семья прилетала на финальный матч, и младшую дочку я успокоил, сказал, что скоро мы будем все втроем. А она мне ответила: «Папа, я уже не знаю, что такое втроем, знаю только, что такое вдвоем». Это напрягает, но такова участь всех людей в мире спорта. Может быть, поэтому и не очень принципиально, в какой точке России ты живешь во время сезона. Из Хабаровска только дорога немного больше времени занимает.

- Вы знаете шведский и французский языки. Свободно владеете ими?

- Я учился в школе с углубленным изучением французского языка. Но так как на практике знания применить почти не было возможности, французский ушел в «пассив». А вот со шведским дела обстоят совсем по-другому. Начало было положено еще во время работы в «Юсдале». В нерабочее время я, как и другие игроки из России, изучал шведский в школе для иностранцев. А практики было достаточно и тогда, и сейчас.

- Еще одно ваше хобби — шахматы. Когда последний раз играли партию?

- Очень давно. Отец привил любовь к этому виду спорта мне и брату. Даже ходил одно время в секцию и получил разряд, но это все было еще до хоккея. В прошлом году играл в одной из поездок с Олегом Зиминым, мастером по заточке коньков. Дома пытался научить младшую дочь, но, видимо, она к шахматам не предрасположена. В морской бой лучше получается. В прошлом году старшая дочь подарила мне на Новый год шахматы, но еще ни разу в них не сыграл. Даже не собрал их еще. Они из составных частей, как конструктор.

- Вы начинали играть на позиции вратаря, а потом перешли в нападение…

- Четыре года я был вратарем, и мне все время хотелось вырваться из ворот на поле. Но у нас был только один вратарь в команде, и во время «двусторонок» одна из команд играла без голкипера. Однажды тренер уехал на сессию, и его замещали другие. Я просто взял клюшку и с тех пор играл уже в поле. Надо сказать, что, даже играя в воротах, я всегда после тренировки возвращался домой, делал уроки, надевал другие коньки, брал клюшку и шел на стадион кататься. Понимал, что рано или поздно я покину ворота и мне нужно больше тренироваться.

- Есть ли разница в психологии игроков в зависимости от их амплуа?

- Думаю, что есть. Защитник и вратарь ближе друг к другу. Более спокойные и уравновешенные, хотя всегда есть исключения из правил. Может быть, они более ответственные. Но тут ключевое выражение: «Может быть». Полузащитник и нападающий имеют немного другой характер. Но это все только исходя из моего опыта.

- Помните свои эмоции, когда попали в команду мастеров?

- Это было в 1983 году, я тогда учился в 9-м классе. Команда «Сибсельмаш» выступала в первой лиге и была укомплектована сильными хоккеистами. Тренером был известный в прошлом игрок и сильный специалист как тренер Евгений Папугин. Тогда команда не выполнила задачу, не вышла в высшую лигу, и после окончания игр многие игроки уехали. Тогда в Новосибирске было две команды: «Сибсельмаш» и «Заря». Они играли в одной группе в первой лиге. Лед еще не растаял, и проходили товарищеские матчи. Второй тренер, который был у Папугина, Александр Андреев, пригласил меня на один из таких матчей. Я ушел с уроков и отыграл на позиции бортового полузащитника матч против «Зари». Конечно, это незабываемо. Через какое-то время уже новый главный тренер Валерий Николаевич Журавлев пригласил меня в команду. Кстати, у нас тогда много ребят из класса занимались хоккеем с мячом, и они были в курсе, что я тренировался с командой мастеров. Их несколько позже тоже стали привлекать к тренировкам с главной командой.

- После чемпионства «Сибсельмаша» в 1995 году вы уехали в Швецию. Это был новый вызов самому себе?

- Хотелось обогатиться. Мне тогда было 28 лет, в чемпионате Швеции выступало много российских хоккеистов. Это как сейчас НХЛ для игроков в хоккее с шайбой. Была возможность уехать и раньше, но хотелось выиграть что-то большое со своей родной командой. Появился вариант с «Юсдалем», от которого я не стал отказываться.

- Чего не хватает нашему хоккею с мячом или шведскому, если их сравнивать друг с другом?

- Наверное, нашему не хватает четкого понимания того, как должен выстраиваться календарь на сезон. Надо уже на чем-то остановиться и не менять каждый год структуру чемпионата. При наших расстояниях стоит понимать, что должны быть паузы на учебно-тренировочный процесс, а не только на перерывы на время международных матчей. Тот календарь, который был в этом году, в целом неплох, но в феврале-марте прошло очень много игр. А ведь в конце сезона важно еще и правильно восстанавливаться. Это серьезное испытание для любой команды.

- Проработав уже почти 8 лет в команде с Дальнего Востока, знаете все нюансы подготовки хоккеистов?

- Я все эти проблемы понял еще в первый год работы и пытался вести диалог с федерацией, чтобы изменить календарь. Сделать более удобным расписание для команд Сибири и Дальнего Востока. Меня тогда поддерживали и Ерахтин, и Эйхвальд. Мы не можем жить таким же расписанием, как и западные клубы, играя матчи через два дня на третий. Два года назад, когда команды были разделены на группы, чемпионат прошел для нас комфортнее. До Нового года все матчи сыграли в Сибире и на Урале. Думаю, самый удобный календарь для хабаровского клуба был, когда существовало разделение на западную и восточную подгруппы.

- В условиях нынешнего календаря как правильно подходить к восстановлению игроков?

- Должна быть ротация состава. В этом году нам хватило обоймы игроков, чтобы не просто играть, а выигрывать каждый матч. К сожалению, мы не смогли в большей степени использовать молодежь, потому что календари у команд не совпадали. Хотелось бы больше привлекать именно молодых хоккеистов, чтобы они быстрее адаптировались к условиям Суперлиги. Тренировочный процесс в межсезонье они с нами прошли полностью, но здесь очень непростой выбор между тем, что надо решать задачи и молодежной, и главной команды. Плюс наши игроки участвовали в первенстве мира среди юниоров. Думаю, что за этот год они выросли и готовы принимать участие в матчах первой команды. Очень на это надеюсь, потому что ребята способные, с хорошим характером. Рассчитываю, что 4—5 человек должны пополнить состав главной команды. Вообще, поколение начала 2000-х годов очень сильное в России. Если найти правильный подход, то они будут долгое время представлять страну на международной арене.

- Как вы сами восполняете силы после перелетов? Так понимаю, что по хабаровскому времени не живете?

- Конец сезона — это ад. Постоянный недосып, частая смена часовых поясов, большое количество матчей. В конце февраля мы играли в Хабаровске, потом были Красноярск, Москва, Казань, Мурманск, Кемерово, Хабаровск, Иркутск, Хабаровск, потом опять в Москву и в Хабаровск. В Мурманске я сказал ребятам, что за последний месяц у нас может быть от 9 до 13 матчей. На что была реплика от Павла Рязанцева: «Может быть, вообще всего три получится». Эту мысль надо было выбросить из головы. Такого просто быть не может. Так и вышло, что мы сыграли 9 матчей за 25 дней во всех уголках России. В той же КХЛ конец сезона лояльнее, большинство команд играет в своих конференциях и не летает по стране. Но это данность. Я не жалуюсь, но хотелось бы, чтобы календарь появлялся как можно раньше, чтобы стратегически выстраивать подготовку команды к сезону.

- Любимое занятие в самолете — попытаться заснуть?

- Когда летим обратно, да. Если не получилось, то тебя ждет тяжелый день. Солнце днем почти не дает возможности заснуть. А когда вылетаешь из Хабаровска, чаще либо смотришь видео, либо читаешь книгу. Чаще всего спортивную литературу. Настольная книга? Сейчас читаю про мадридский «Реал», как устроена структура клуба. Прочитал Моуринью, сэра Алекса Фергюсона. Про хоккей с мячом много читаю, потому что должен следить не только за своим, но и шведским чемпионатом. Смотрю нарезки, которые делает наш пресс-атташе, какую-то информацию сам собираю. Во время сезона всегда живу хоккеем, даже если захочешь отключить голову, не удается. В предыдущие годы ходил в театр, но в этом ни разу не был. Часто посещал театр драмы, просмотрел практически весь репертуар. Два-три раза был в музыкальном театре.

- В Новосибирске были на балете?

- Балет — это не мое. Мы с братом со слезами на глазах шли на «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Как его можно сравнить с хоккеем? Все-таки надо знать это искусство. Это больше артистическая или музыкальная среда, которая понимает. Отец у меня разбирается и в балете, и в классической музыке очень хорошо. Я с ним даже и не сравнюсь. Он инженер, который великолепно разбирается и в спорте, и в искусстве, более усидчивый, чем я.

- Когда играет гимн перед матчем, вы почти всегда стоите в проходе, а не у скамейки запасных. Такая примета?

- Скорее, традиция. Мы выходим чуть позже ребят, и, как правило, при выходе на ледовую арену гимн уже играет, двигаться нельзя. Так сложилось. Безусловно, как и у большинства спортсменов, у нас есть некоторые ритуалы, про которые мы думаем, что они делают нас сильнее. На самом деле кто знает, влияет это все на нас или нет. 

- Во время матчей вы уравновешенный. Тот же Ильяс Хандаев — ваша полная противоположность в поведении. Каким все-таки должен быть тренер — эмоциональным или спокойным?

- Это в последние годы я такой спокойный. Когда у тебя за плечами большой опыт, понимаешь, что можно вести себя иначе. Ильяс — молодой тренер, и, думаю, что с ним это тоже произойдет. В начале тренерского пути я тоже был таким. Как лучше? Каким-то игрокам передается настроение тренера, кто-то на него не обращает внимания. В сложные моменты матча твоя энергетика пересекается с энергетикой команды, и когда все игроки, не только те, что не в поле, но и запасные, живут одной жизнью, одной игрой, одними эмоциями, тогда это здорово. Эмоции скамейки нужны игрокам на поле. Если много замен, нужен один настрой на победу. И я хотел, чтобы так было. 

- Самый сложный момент в вашей тренерской карьере?

- Не скажу, что он один. Была стрессовая ситуация, когда я был помощником Сергея Мяуса в молодежной сборной и мы проигрывали в конце матча. Надо было менять результат. Взяли тайм-аут, поменяли расстановку игроков, оставили двух защитников, сделав крен на атакующие действия. Все матчи «от ножа» непростые. Титульные матчи почти все сложные. Это не серия игр, это один матч, который не будет переигран. Они требуют много эмоциональных и физических сил. 

- Быть тренером и в клубе, и в сборной — большая нагрузка. Насколько это тяжело?

- В Хабаровске это очень непросто в силу разницы во времени. Ведь ты должен отслеживать как можно больше матчей в российском чемпионате, чтобы следить за кандидатами в сборную. Игры московского региона начинаются в четыре утра по хабаровскому времени, а после этого идут матчи шведского чемпионата. Сложно правильно проанализировать полученную информацию, потому что мозг перестает к определенному моменту правильно оценивать увиденное. 

- А когда «СКА-Нефтяник» играет против команды, где есть кандидаты в сборную России, вы следите за игроками соперника?

- Стараюсь концентрироваться на своей команде, но, если позволяет игра, то иногда переключаюсь на конкретных игроков соперника. Но в большей степени слежу за кандидатами со стороны либо с трибуны, либо за просмотром видео. Бывает, что пересматриваешь одну игру несколько раз, чтобы оценить действия своей команды и соперников — кандидатов в сборную.

 

Роман Панцырев

 

 

Влад
(2019-05-13 02:50:26)
Спасибо Михаилу Юрьевичу за его серьёзную и ответственную работу. Хабаровчане в честной борьбе завоевали золотые медали, чего совершенно не скажешь , на мой взгляд, о других призерах. Сложилось впечатление что игры плей-офф этого сезона прошли в большей части, за исключением отдельных игр четвертьфинала, в каком-то ранее спланированном что-ли формате, в результате чего болельщики не увидели ни серьёзной спортивной борьбы, ни высокого накала. И это на фоне потрясающих честных игр плей-офф у главного конкурента хоккея с шайбой. А мы все ждём серьёзного развития русского хоккея , большого зрительского и медийного интереса!
Krasnosini-1970
(2019-05-13 02:49:53)
Помню еще в далеком 1983 или в 1986 Михаил Юрьев играя за команду Сибсельмаш забил гол СКА/Хб/. Я вырезал с 1983 года по 1988 из газеты Советский спорт квадратики с составами всех команд и отчетами всех игр, также были и фотографии. Сейчас спустя 36-лет все это у меня храниться дома, есть и программки с играми. Сам живу всю жизнь в Москве, но за СКА Хабаровск стал болеть случайно) В возрасте 13 лет я жил у бабушки и услышал однажды как по радио Маяк комментировали игру армейцев с Енисеем , армейцы тогда выиграли. Я уже тогда болел по всем игровым видам спорта за ЦСКА. На утро пришел в школу и говорю своему другу который как и его старший брат болел за Динамо, Саня вчера ЦСКА выиграл у Енисея, который был в ранге чемпиона! А он мне говорит это не ЦСКА был а армейцы Хабаровска! А ЦСКА в хоккее с мячом нет! Тогда я ему говорю но раз нет ЦСКА буду болеть за армейцев! А он мне , их в лиге играют два, первый из Хабаровска а второй из Свердловска! Я тебе советую болеть за более именитый клуб СКА/Свердловск/! Я ему говорю, Саня друг, я буду болеть за армейцев Хабаровска которых я вчера слушал, и которые обыграли Енисей. Вот так я с 13-лет стал ярым болельщиком СКА Хабаровск. Но на игры своей любимой команды ездил только в Калининград( Вымпел), Красногорск (Зоркий), и родная Москва когда СКА играли с Динамо! Помню всех лидеров того времени хоккея с мячом! Чухлов, Паздников,Березовский, Ковалев, Першин, Волков, Лазарев, Ломанов, Пашкин, Ануфриенко, Цыганов, Ефремов, Усольцев, Плавунов,Бочков,Грачев, Корпалев, Климов, Караблин,Жаров,Таранов,Вострецов,Ямцов,Ин-фа-лин,Тарасов,Тараканов,Лихачев, Маряшин,Привалов,Агуреев,Господчиков, Максименко,Дьяков,Епифанов,Лобачев,Фасхутдинов,Корпалев
В.В.73
(2019-05-13 02:49:10)
НОМЕР 1!!!Здоровья и долгих лет! !!
Павел
(2020-01-15 07:53:28)
Krasnosini-1970, честь и хвала, большущая благодарность за поддержку Дальнего Востока!!!

Оставить комментарий

Наши друзья и партнеры