Очередная часть исторического цикла, посвященного наставникам армейской команды Хабаровска. № 7 - Фролов Анатолий Иванович.
Родился 26.07.1940 (Нижний Тагил, Свердловская обл., РСФСР, СССР)
Старший тренер СКА (Хабаровск): 1974-1977гг.
Игровая карьера: Начал играть в 1953 году в Нижнем Тагиле в детской к-де «Авангард». Амплуа – нападающий. Выступал за СКА (Хабаровск) — 1960 — 1973, сезон 1974/75гг.
Серебряный призер чемпионатов СССР 1964 и 1970гг. Бронзовый призер чемпионатов СССР 1965, 1968, 1969 и 1972гг.
Чемпион мира 1969, 1971 и 1973гг. Серебряный призер Спартакиады народов РСФСР 1961г.
В списках лучших игроков страны в 1962 — 1964, 1968, 1969, 1971, 1972гг.
Тренерская карьера: лучшее достижение – 4-е место в чемпионате СССР 1975г.
Анатолий Фролов для Хабаровска – личность знаковая и легендарная. Игрок, который вписал свое имя в историю хабаровского хоккея золотыми буквами. Однако сегодня речь пойдет не о Фролове-хоккеисте, а о Фролове-тренере! Да, да, вы не ослышались, и это не опечатка. Фамилия Фролова действительно значится в тренерском реестре хабаровской армейской дружины. Однако обо всем по порядку.
Напомним, что А. Фролов появился в Хабаровске в 1960 году в возрасте 20 лет. История, со слов самого Анатолия Ивановича, получилась в духе настоящего детектива.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Сейчас в это даже трудно поверить, но любимец хабаровских болельщиков мог и не состояться в качестве мастера хоккея с мячом. В конце 50-х все шло к тому, что «Фрол» должен был пополнить когорту хоккеистов… с шайбой! Как позднее рассказывал сам мастер, в 1957 году его в приказном порядке перевели в «шайбное» отделение нижнетагильской спортивной школы. И, хотя параллельно он продолжал гонять плетеный мяч, его спортивное будущее приобретало все более ярко выраженное «шайбисткое» направление. Скажем больше: на юного Фролова уже в то время имели виды столичные «Крылья Советов»! Лишь по счастливой случайности спортсмен не уехал в Москву.
Судьба Фролова резко сменила вектор, после того как в Нижний Тагил нагрянул тогдашний наставник хабаровского СКА Георгий Хрульков. Правда, изначально в поле зрения Хрулькова значился не Фролов, а два его земляка – Леонид Старцев и Юрий Варзин (в тот момент игроки местной команды «Металлург»). Фролова рекомендовали Хрулькову уже на месте. Последний встретился с игроком, переговорил с его родителями, ударили по рукам, договорились встретиться на вокзале. А дальше… рассказывает сам Анатолий Иванович.
- Приезжаю я на вокзал и вижу: стоит бедный Хрульков, ждет, а нет ни Варзина, ни Старцева. «Садись» - говорит. - «Езжай один. Тебя там встретит человек в военной форме. Прямо к вагону подойдет. А я - в Тагил, выяснять». Как выяснилось, когда Хрульков сговорил ребят, кто-то об этом пронюхал и позвонил в свердловский СКА. Ночью приехал за ними «воронок», и забрали парней тепленькими, ну а утром их одним махом призвали в армию…
В Хабаровске у Фролова поначалу тоже складывалось не все гладко. Сказались занятия «шайбой». На первом сборе в Чегдомыне «Фрол» никак не мог попасть в общекомандный ритм. Начальник команды Николай Галюк даже ставил вопрос об отчислении «юнца». Фролова спас следующий сбор в Свердловске, где молодой нападающий так себя показал, что получил приглашение в ЦСКА! Однако на сей раз тот же Галюк наотрез отказался отпускать новобранца. В результате, Фролов отдал хабаровскому СКА 17 лет своей жизни, из которых 15 он выходил на лед в форме армейской дружины, снискав огромную популярность у местных болельщиков, и зарекомендовав себя одним из ярчайших игроков в истории отечественного и мирового хоккея.
Переход же на тренерскую работу для Анатолия Ивановича оказался вынужденным и совершенно неожиданным. И дело не в травмах, из-за которых с игровой карьерой заканчивали многие другие хоккеисты. Роковым для Фролова стал скандал, разразившийся весной 1973 года, когда 33-летний нападающий находился в самом зените своей славы.
Со слов А. Фролова, 8 марта, находясь в аэропорту Омска, он и несколько его партнеров по хабаровской команде вместе с женами решили отметить праздник, взяв в тамошнем ресторане шампанское. Там между Фроловым и молодым милиционером, проявившим к звезде повышенное внимание, произошел конфликт. Через месяц в «Советском Спорте» вышла статья, в которой этот конфликт был раздут до неимоверных масштабов. Автор утверждал, что «зазвездившийся» игрок, будучи офицером Советской армии, избил сотрудника милиции! На трех-кратного чемпиона мира завели уголовное дело, исключили из партии, лишили звания заслуженного мастера спорта, и, как итог, отчислили из команды! Последовавшая затем длительная проверка установила, что факты, изложенные в статье, таковыми не являются! Тем не менее, следующий сезон 1973/74гг. Фролов был вынужден пропустить.
Реабилитация позволила знаменитому спортсмену вернуться в команду, в которой к тому моменту произошли серьезные изменения. Еще весной 1973 года СКА покинул его наставник Анатолий Панин. А, спустя год, команда осталась и без своего многолетнего начальника Николая Галюка. Сегодня трудно сказать, что тогда происходило в расположении клуба. Доподлинно известно одно: Фролову была предложена не только должность старшего тренера команды, но и должность ее начальника! При том, что сам Фролов продолжал выходить на поле!
Можно предположить, что в тот момент тренерская рутина была предложена Фролову лишь как временная. Хоккеист не собирался вешать коньки на гвоздь, и долго совмещать возложенные на него обязанности в таком жестком режиме был физически не в состоянии.
Все его планы оказались перечеркнуты в январе 1975 года. Сборная СССР готовилась к очередному чемпионату мира, на который в состав главной команды страны был вызван и А. Фролов. Однако незадолго до вылета сборной в Финляндию, нападающему сообщили, что его вылет за границу «не желателен». После такого удара «под дых» Фролов решил завершить игровую карьеру, сосредоточившись на тренерской карьере.
Надо сказать, что армейская команда Хабаровска в тот момент переживала сложный период «смены поколений». После бронзового сезона 1971/72 годов СКА покинули несколько его лидеров. Костяк команды составляли совсем молодые хоккеисты, средний возраст которых составлял 22-23 года. Большинству из них – В. Ковалеву, В. Булдыгину, С. Слепову, А. Першину, А. Волкову и др. - в недалеком будущем предстояло стать звездами. Однако в описываемый период названные спортсмены еще только набирались мастерства, и конкурировать с флагманами национального чемпионата им было еще не по силам. Тем не менее, чемпионат 1974/75гг. армейцы завершили на вполне почетном по тем временам 4-м месте. Результат тем более достойный, если учитывать, что годом ранее хабаровчане финишировали только восьмыми!
Увы, развить успех молодой хабаровской дружине было не суждено. В чемпионате 1975/76гг. армейцы оказались только пятыми, а через год и вовсе девятыми! Руководство СКА отнеслось к данным результатам крайне негативно, не пожелав вникнуть в общее положение дел. Как свидетельствуют современники А. Фролова, у того всегда был сложный характер, и непростые отношения с вышестоящим командованием. После же неудачи 1977 года отношения Фролова с «генералитетом» обострились до предела, после чего на его хоккейной карьере был поставлен крест.
Уехав из Хабаровска в 1977 году, Фролов сменил несколько мест службы, но хоккеем более не занимался. В армейской же команде началась эра Михаила Ханина. Но это уже другая история.