В начале апреля представители "СКА-Нефтяника" - в лице директора клуба А. Черенцова, главного тренера М. Юрьева, игроков Е. Стеблецова, В. Яшина и С. Почкунова - приняли участие в "прямой линии", организованной редакцией газеты "Тихоокеанская звезда", в ходе которой ответили на вопросы болельщиков и журналистов. Предлагаем вашему вниманию текстовый вариант, а так же видео наиболее интересных моментов "линии"
Звезды - это очень дорого!
- Здравствуйте, Андрей Владимирович. У меня такой к вам вопрос: на попечительском совете клубу была поставлена задача на сезон - быть в пятерке сильнейших. Задача не выполнена. Кто будет за это отвечать и в чем вы видите причину неудачного выступления?
Андрей Черенцов: Отвечать будем все. Хотя я с вами не соглашусь, что сезон был очень уж неудачным - «СКА-Нефтяник» во многих играх показал хорошую игру. В чем причина? Не буду оригинален - многочисленные перелеты не дают игрокам показывать тот хоккей, в который они умеют играть. Регламент чемпионата таков, что нам приходится выходить на лед через два дня на третий. Давайте я просто расскажу о том, как мы добираемся на игру, например, в Красноярск. Так как прямого авиарейса нет, мы летим пять часов двадцать минут в Новосибирск, где проводим четыре часа в аэропорту в ожидании небольшого самолета до Красноярска. Добираемся, и на следующий день - игра, после которой мы сразу же бежим на поезд до Новосибирска. Там проводим целый день в ожидании самолета до Хабаровска, прилетаем и на следующий день опять выходим на лед. Мы задавали вопросы по регламенту на совещании в Федерации хоккея с мячом России. Нам пообещали пойти навстречу, но вряд ли такое возможно ради интересов одного клуба - ведь западные команды этот график устраивает. Они проводят в пути максимум шесть часов, добираясь из одного города в другой на автобусе. Я не списываю наши неудачи только на это. Ни одна команда не показала в этом сезоне идеальную игру. Даже московское «Динамо», которое в начале сезона называли одним из сильнейших клубов мира. С таким составом они должны были выигрывать всё. Но если бы «Енисей» не потратил силы на подготовку к Кубку мира, то неизвестно, кто бы стал чемпионом. Вообще в любой командной игре планировать и прогнозировать - неблагодарное дело.
- Меня зовут Иван Вахрушев. У меня вопрос по поводу нового крытого стадиона. Не боитесь ли вы, что с его сдачей сократится количество болельщиков, которые приезжали на игры «СКА-Нефтяника» из Северного округа?
Андрей Черенцов: Я думаю, что истинный болельщик будет посещать игры
команды даже тогда, когда стадион будет находиться за городом. И не
стоит забывать, что главное для нас и, думаю, для болельщиков -
возможность проводить нормальные тренировки круглый год. А с вводом
новой арены изменятся как раз условия подготовки команды.
Вопрос от Дениса Рябухина из Биробиджана: в прошлом году Федерация хоккея с мячом России порекомендовала клубам суперлиги иметь в своей структуре детские команды пяти возрастов. Планирует ли «СКА-Нефтяник» воплотить это пожелание в жизнь? И как вы относитесь к идее создания при клубе школы-интерната?
Андрей Черенцов: Если говорить про детские команды, то мы не против их появления. Но на данном этапе это невозможно. Я беру даже не финансовую сторону вопроса, а материальную базу. Сейчас мы арендуем стадион «Нефтяник» у города и нам не хватает имеющихся помещений. Может, смешно об этом говорить, но у меня главный тренер не имеет отдельного кабинета. И когда ему необходимо поговорить с кем-нибудь из игроков с глазу на глаз, приходится уступать свой. Если переедем в крытый дворец и будет возможность посадить где-то детских тренеров, то вполне возможно такое объединение. Мы активно работаем со школой СКА, с ними есть договор, помогаем, чем можем. Есть задумка сделать нашу молодежную команду на базе хоккеистов 1995 года рождения. Восемь игроков сборной России этого года рождения готовы переехать в Хабаровск, чтобы играть у нас. Если все получится, то года через два молодежь сможет пополнить ряды нашей основной команды. Что касается интерната. Этот вопрос волнует не только нас: футболисты «СКА-Энергии» тоже давно вынашивают эту идею. Но все упирается в вопрос - где взять помещения для проживания воспитанников? Чем их будем кормить и кто за ними будет следить? С той материально-технической базой, которая имеется у нас сейчас, о создании интерната речь идти не может. Желание есть, но возможности не позволяют.
- Меня зовут Виталий Табачник. У меня вопрос к главному тренеру: насколько молодые игроки помогли команде в этом сезоне и кого бы вы выделили?
Михаил Юрьев: Во время сезона мы вводили в состав молодых игроков,
которые уже имели опыт выступления за основную команду, стремились
заиграть и, скажем так, необстрелянных. Я про Максима Рязанова, Мишу
Прокопьева и его младшего брата Андрея. Про них можно сказать, что если
они еще не стопроцентные игроки стартового состава, то очень близко. К
сожалению, братьев Прокопьевых мы не смогли сохранить в команде, они
улетели в Красноярск. Захотели продолжить карьеру рядом с домом - они из
Сосновоборска. Макс Рязанов остается, и мы на него очень надеемся. Был у меня с молодыми игроками серьезный разговор о том, какие задачи им
предстоит решать в следующем сезоне. Будем оставлять только тех, кто
согласен работать.
- Года четыре назад, когда в Хабаровск приглашали юных хоккеистов из Абакана, некоторые журналисты высказывали опасение, что молодежь здесь окрепнет, а потом уйдет. Вот уходят братья Прокопьевы…
Андрей Черенцов: У Прокопьевых закончились контракты. Смею заверить, что не такие уж большие деньги мы на них потратили, и они свой вклад в игру команды внесли. Я и Михаил Юрьевич с ними разговаривали еще три месяца назад по поводу продления контрактов. Главный тренер в них много вложил, у них постоянно было игровое время. Но они все равно решили уйти. Я не собираюсь комментировать их решение, но уверен, что в Хабаровске у них были бы и рост, и игровая практика.
- Почему молодые игроки не прогрессируют? Маврин входил во вторую сборную России, Евгений Корев, а Денис Корев в свое время - в юношескую сборную. Но они достигли определенного уровня и остановились. Кстати, в этот ряд можно добавить и Мишу Тюко…
Андрей Черенцов: У нас такой же вопрос к молодежи. Я на днях Жене Кореву сказал, что за время моей работы в клубе уже третий тренер приходит и каждый говорит одну и ту же фразу: «О, у вас Женя есть!». И каждый с нетерпением ждет, когда он начнет раскрываться. Насчет Миши Тюко. Еще год-два назад он в одиночку «хоронил» команды. Сейчас остановился, и мы не можем докопаться, что же случилось. Вроде все их устраивает: и тренер, и команда, и отношения в коллективе. А игры, которую мы ждем, нет.
Михаил Юрьев: Я хоть и немного поработал в команде, но уже знаю игроков и, думаю, тут проблема психологического плана. Ребята, наверное, не понимали, чего от них добиваются, и живут в надежде, что их время еще придет. Но время-то, получается, уже пришло. Ребят в 22-23 года не настроили психологически на то, что их задача - не на замены выходить, а тащить на себе игру все девяносто минут.
- Может, стоит пригласить в команду звезду российского хоккея с мячом? Это бы стимулировало всех игроков.
Михаил Юрьев: Это будет очень дорого для клуба. Вы даже не представляете, насколько дорого. Здесь нужно идти другим путем. Есть ребята одного поколения, им интересно вместе играть, есть желание чего-то добиться и выиграть. Подрастает и подпирает молодежь, есть хороший ветеранский состав. Имеются все предпосылки, чтобы создать боевую команду. И в следующем сезоне, очень на это надеюсь, «СКА-Нефтяник» будет именно таким.
- Андрей Курносов беспокоит. Каковы основные направления селекционной политики клуба в межсезонье?
Михаил Юрьев: Отвечу так: пока в команде нет вопросов по вратарям - в молодежной команде есть ребята, с которыми можно работать дальше. Что касается остальных позиций, то мы попытаемся усилить практически каждую - нападение, полузащиту, защиту. В связи с образованием молодежной лиги интересуют молодые игроки. Наш второй состав, который играл за молодежь в этом году, дальше выступать не сможет в силу возраста. Поэтому смотрим ребят в других городах.
- Вы были на финале чемпионата России в Архангельске и посещали игры молодежных команд. Обратили на кого-нибудь внимание?
Михаил Юрьев: Если говорить о возможности привлечь этих молодых игроков к выступлению за «СКА-Нефтяник», то это практически невозможно. Вся молодежь уже на контрактах. Мне было интересно посмотреть на игроков, которые задействованы и в юниорской сборной, и в молодежной, где мне посчастливилось работать. Ульяновская команда приехала с игроками в возрасте 23-24 года. На них было посмотреть интересно. Очень нравятся красноярские ребята - девять чемпионов мира. Хотя они были на 5-6 лет моложе тех же ульяновских, но выглядели очень хорошо. Кемеровских ребят давно знаю. Понаблюдаем, как эти хоккеисты будут развиваться дальше.
Команда должна быть в форме. В красной!
- Андрей Владимирович, наш клуб является наследником хабаровского армейского клуба СКА. Вас называют армейцами, но в спортивной форме нет никакого намека на это. Если бы такой замечательный тренер выводил на игру команду в ярко-красных свитерах со звездами на плечах, то соперников у вас не было бы.
Андрей Черенцов: К сожалению, это от нас не зависит. Таковы пожелания спонсоров. Кто помогает нам выжить, тот и предлагает цвета и надписи. Армия нам сейчас не помогает.
- Вопрос к Евгению Стеблецову: В поселке им. Горького появился
наконец-то каток. Есть надежда, что в клубе снова появятся игроки из
этого района Хабаровска?
Евгений Стеблецов: Если честно, я очень рад этому событию. Когда на стадионе постелили искусственное покрытие, то сразу сказали, что его нельзя заливать. Теперь появился отдельный каток. Я каждый день проезжаю мимо него и вижу, что детишки занимаются, музыка стала играть по выходным. Я вспоминаю свое детство. Надеюсь, что на этом льду появятся и новые игроки «СКА-Нефтяника».
- Что мешает появлению хоккея с мячом на экранах хабаровского телевидения?
Андрей Черенцов: В первую очередь, финансовый аспект. Из всех хабаровских команд, играющих в высших лигах, у нас самый маленький бюджет. Когда в городе четыре клуба, их тяжело и содержать, и изыскивать средства для трансляций. Например, в Иркутске показывают прямые трансляции игр «Байкала-Энергии» потому, что больше некого показывать. В Кемерово тоже. В принципе, мы можем заказать на телевидении трансляцию одной - двух очень важных игр. Но каждая такая трансляция обойдется бюджету клуба примерно в сто тысяч рублей.
- Здравствуйте, меня зовут Юрий Залевский. Мне интересно, велись ли переговоры с Василием Грановским и Дмитрием Стариковым по поводу их возвращения в команду? Или они уже не интересуют руководство клуба?
Андрей Черенцов: Почему же не интересуют? Переговоры ведутся, но ни один не высказал желания играть в Хабаровске. Диме Старикову недавно звонил наш тренер Руслан Шувалов. Предложил вернуться к нам. Но Стариков ответил, что побудет в «Динамо», подождет, когда уйдет кто-нибудь из ветеранов.
- Михаил Юрьевич, три бывших тренера «СКА-Нефтяник» живут в Хабаровске - Тишин, Саломатов и Леонов. Вы с ними как-то общаетесь на хоккейные темы?
Михаил Юрьев: За все время своего пребывания в Хабаровске я однажды видел Сашу Леонова и несколько раз Славу Соломатова. Но, признаюсь, насчет хоккея мы с ними не разговаривали. Юрия Ивановича Тишина, которого я очень уважаю, признаться, не видел ни разу. Тут, мне кажется, есть такой психологический момент: мы люди разных поколений, и я не могу сделать первый шаг навстречу. А к общению готов. Никакого антагонизма, во всяком случае, между нами нет.
- Тренеру необходимы знания в психологии. Вы уделяете этому внимание в свободное время?
Михаил Юрьев: Конечно! Психология в спорте высших достижений стоит, на мой взгляд, даже выше физической подготовки. Зарубежные тренеры психологическим аспектам уделяют очень много внимания. Все игроки - разные, и к каждому нужен свой подход. Если взять тех, кто сегодня пришел со мной на «прямую линию», то Витю Яшина надо все время успокаивать, а Сергея Почкунова, наоборот, подталкивать. Женя Стеблецов, бывает, вспыхнет, но быстро в норму приходит.
Вопрос к игрокам от хабаровчанки Валерии Проценко: что для вас честь команды и зависит ли это понятие от размера гонорара?
Евгений Стеблецов (обиженно): При чем здесь гонорар? Честь - она или есть, или ее нет. Купить ее невозможно.
Сергей Почкунов: Понятие «честь команды» может быть только там, где есть хороший дружный коллектив. Если он есть, то игра наладится рано или поздно.
Виктор Яшин: Для меня это, в первую очередь, традиции клуба и его история.
- Виктор, намерены ли вы продолжить карьеру в «СКА-Нефтянике»?
Виктор Яшин: У меня закончился контракт, но я хочу в этой команде
играть, и выиграть медали. Сейчас мы в стадии переговоров с руководством
клуба и, думаю, мы договоримся.
- В клубе есть система штрафов за различные нарушения?
Михаил Юрьев: Есть и, думаю, на следующий год мы эту систему изменим. У игроков должно быть самосознание и понимание, что хоккей для них - это профессия и к ней надо относиться ответственно. Когда я пришел в команду, то для меня было шоком то обстоятельство, что были игроки с лишним весом. И дело тут не только в том, что если вы тяжеловаты, то не будете успевать за соперником. Мы, давая большую физическую нагрузку на все жизненно важные системы организма, вас просто убиваем. За лишний вес мы, правда, пока не штрафуем. Но сделаем такие контракты, чтобы поставить заработную плату в прямую зависимость от наличия лишних килограммов. Что касается опозданий на тренировку, то у нас их нет. А вот случаи нарушения режима, к сожалению, еще встречаются. За это штрафуем.
Евгений Стеблецов: Если хоккеист нарушил режим, но вышел на матч и стал лучшим, то разве тренер будет за это наказывать?
Михаил Юрьев (смеется): Нет, я буду ему помогать нарушать режим и дальше… А если серьезно, все равно накажу, если нарушил, но стал лучшим в матче, ведь второй раз такого чуда с ним может и не получиться.
- Михаил Юрьевич, вы умеете признавать свои ошибки?
Михаил Юрьев: Умею, признаю, но… не озвучиваю.
© Пресс-служба ХК "СКА-Нефтяник"
Считаю,чтос езон проведён в общем то на уровне, по мере имеющихся сил,но надо делать ставки прежде всего на нашу молодёжь и на крытый стадион,а результаты не замедлят сказаться.