Если бы составлялась символическая «сборная» хабаровской армейской команды за всю ее историю, то, одно из мест в ее составе, наверняка, было бы предоставлено Александру Першину. На протяжении более 20 лет игра этого невысокого коренастого полузащитника, выходившего на поле под восьмым номером, буквально завораживала болельщиков. О его филигранных проходах и забитых голах до сих пор говорят так, словно это было вчера. А, между тем, 5 марта кумир и любимец хабаровской публики отмечает свой 60-летний юбилей!
- Александр Алексеевич, в вашей многолетней карьере было много ярких моментов. Но, если не задумываться, что из них всплывает в памяти, прежде всего? - Наверное, чемпионат мира в Хабаровске. Для меня это самый яркий турнир, хоть мы его и проиграли. На моей памяти не было больше подобного чемпионата, с такой организацией и таким количеством болельщиков.
- Если мы затронули тему хабаровского чемпионата… Что же тогда случилось? Как советская сборная умудрилась проиграть?
- Делали особую ставку на первую игру со шведами. Хотели сразу же их обыграть, взять "теплыми", пока они еще не полностью акклиматизировались. Специально, насколько я знаю, поставили игру с ними первой. А в итоге мы сами оказались "мертвыми". В течение 15 минут горели 0:5!
- Так, а в чем причины такого фиаско? Ведь состав сборной СССР был очень сильный!
- Думаю, не смогли тренеры подвести нас к чемпионату в должном состоянии. А шведы выглядели очень прилично. Думаю, недооценили мы шведов.
- Известно, что в то время политическое руководство очень болезненно относилось к подобного рода неудачам. Тем более, когда была абсолютная уверенность в положительном результате. После чемпионата какие-то последствия были?
- Да, тогда перед нами ставилась только одна задача - стать чемпионами. Серебро или бронза даже не рассматривались. Тогда и за первое-то место премиальные были так себе - не большие. А за второе место - вообще пусто. Никаких последствий не было. Молча разъехались по домам, и все.
- Вы никогда не жалели, что связали свою жизнь с Хабаровском? Вопросов нет, команда СКА того периода была отличная. Но, все же, наверняка у вас были амбиции. Например, желание стать чемпионом страны… Вас, наверняка, были бы не прочь увидеть в своем составе другие титулованные команды…
- Нет, я нисколько не жалею, что не уехал отсюда. Хотя, были предложения из Москвы, Красноярска…
- Что удержало?
- Армия. Подписываешься на несколько лет - на три, на пять лет. Поступает предложение, а ты на контракте. Хотя, повторюсь, я и не стремился особо. Привык к городу, к команде. Говорят, мол, "Енисей" - моя родная команда. Но я ведь там фактически не играл. Меня оттуда взяли в первый же год. Сыграл всего-то несколько матчей. В тот год мы приехали в Хабаровск, шли где-то внизу, и нас - молодежь - выставили на игру со СКА. Сыграли вничью 3:3. После той игры Николай Галюк пригласил нас к себе. Переговорили, и через месяц уже приехали в СКА.
- Как проходило вхождение в команду?
- Нас тогда приехало молодых человек пять или шесть. Витька Ломанов, Костя Колесов, Саша Гурин, Волков Саня, я. Через полгода где-то - Лазарь Серега. Он к самому сезону прибыл, мы его в Москве подобрали потом. Прежние ветераны СКА на тот момент уже заканчивали - разъезжались. Старожилами на тот момент являлись Башан, Гладилин, Помазкин, Ханин, Ивашин, Слепов, Булдыгин. Вот, костяк какой был. Никто нас особо не давил, нормальные отношения установились.
- "Дедовщины" не было?
- Нет, особо чего-то такого не было. Не помню, чтобы на нас кто-то давил. Гладилин только учить любил. Не зря его "учителем" кличут до сих пор.
С партнерами и друзьями - В. Ковалевым, А. Волковым, С. Лазаревым
- В том составе СКА был игрок, на которого вам бы хотелось равняться?
- Тогда еще Фролов играл! Конечно, было, чему у него поучиться. У тех же Гладилина и Помазкина было, что перенять. Они как раз двух центральных полузащитников играли, как и я. Через небольшое время я занял место Помазкина, и уже играл с Гладилиным.
- В игровой рисунок армейцев вошли легко?
- Конечно, были проблемы. Все-таки, я был очень молодой. Легко было на тренировках играть. В коробке крутить - вертеть. А игры - они есть игры. Ну и в самом первом моем здесь сезоне мы играли в Хабаровске с московским "Динамо". Не помню, первая или вторая моя игра была. Выиграли мы 2:1, и второй гол тогда забил я. Вот еще, что никогда не забудется. Мой первый гол за СКА. -
Как вас поначалу принимали хабаровские болельщики?
- Честно говоря, уже не помню. Играли себе и играли. Что-то там кричали, конечно. Но в целом спокойно все было.
- Кстати, что за прозвище такое у вас - "Шуха"?
- Меня не только "Шухой" звали. И "Чуней" был, и "Корейцем" (смеется). Это все еще с детских времен. А "Шуха" - это производное от имени Шура. Так со мной это прозвище и перекочевало в Хабаровск.
- Вам довелось поиграть с разными партнерами. Имею в виду - центральную линию. Кто из них для вас был идеальным партнером? С кем играть доставляло удовольствие?
- Если говорить о СКА, то большую часть жизни я отыграл вместе с Витей Ковалевым. В сборной - с Валерой Масловым. Довелось поиграть с Плавуновым, Канарейкиным. Все же, больше всего мне импонировала игра Валеры Маслова.
- С кем из партнеров сложились наиболее тесные - дружеские отношения?
- В Хабаровске мы всю жизнь с Лазаревым Серегой прожили. Как приехали, всюду вместе были. И в сборную вместе попали, и в поездках вместе жили.
- В Хабаровске в свое время очень болезненно отнеслись к переходу в "Енисей" Сергея Лазарева. А как восприняли его уход в команде?
- Спокойно. Он в тот момент уже подумывал о возвращении домой, в Москву. Все его понимали, и не осуждали. Сколько таких случаев было и до него. Он же не хабаровчанин. Свое он клубу отдал сполна. По дороге решил остановиться в Красноярске. Он, может быть, и остался бы, но у него "заварушка" с Ханиным произошла.
- Сейчас контакты поддерживаете?
- Конечно. Общаемся, держим связь. Он всегда звонит, я ему звоню. Поздравляем друг друга с праздниками. В общем не забываем.
- В 80-е годы среди болельщиков ходили упорные слухи о, якобы, враждебных отношениях между вами и Виктором Ковалевым. Мол, вы сильно конкурировали между собой за звание "кто лучше".
- Да какая там вражда! Кто больше забивал, что ли? Я всегда знал, что он больше забьет. Он и угловые бил, и "пятаки", и 12-метровые. У него удар-то получше моего был. По этому поводу никакой ревности не было. Я в сравнении с ним бил слабенько. Завозил, или "дурачков" где-то забивал (смеется). У Витьки удар поставленный был. Конечно, бывало, в игре погрызешься с ним. Он меня всегда давил, что, мол, я всегда летаю впереди, а он больше сзади. "Что ты там летаешь!", - говорил. Только это если. А так мы с ним всегда были вместе. И жили рядом, и в гости ходили.
- За годы выступления в Хабаровске вам довелось играть при нескольких тренерах. Кто из них, на ваш взгляд, был самым-самым?
- Можно сказать, всю свою жизнь я отыграл при Ханине. Немного застал Панина, потом у нас был Башан. Конечно, все основное связано с Ханиным. Что бы там про него не говорили, но Миша - был Миша. При нем и дисциплина была, и все остальное.
- Как-то сказывалось на взаимоотношениях то, что и Ханин, и Башан, прежде чем стать тренерами, играли вместе с вами?
- Нет, нисколько. Даже проще было. Тем не менее, дистанцию определенную держали, конечно. Особенно при Ханине. Миша спуску никому не давал.
- Вопрос, который постоянно задается бывшим игрокам команды СКА образца 80-х годов. Чего не хватало команде, чтобы стать чемпионом страны?
- Могли мы, конечно, стать пару раз чемпионами. Но, где-то там проиграли, где-то еще, не везло. Но, честно говоря, команда у нас была не чемпионская! - ???!!! - Я считаю, не было у нас того подбора игроков, которые были у московского "Динамо", алма-атинского "Динамо", когда они выигрывали золото. Не хватало нам игроков высокого уровня. Было человек 5-6 классных. Остальные же на подыгрыше были. Для того, чтобы выиграть в чемпионат в те годы, нужно было иметь еще столько же хороших игроков. Говорят, что у нас проблемы с дисциплиной были. Не в этом дело! Не хватало многим игрокам мастерства! Если "Енисей" пришел, так у него костяк был - все играющие, слабых мест практически не было. Да, мы могли собраться на один-два матча с ним. Но на весь сезон нас не хватало. Хорошая команда у нас была - ровная. Но не хватало таких игроков, как, например, Ломанов. Были бы такие, тогда - да, можно было бы реально побороться. Не было у нас именно скоростных нападающих. Так, "скрип - скрип". Накрутить могли, а вот убежать…
Начало 80-х. Хабаровск. Стадион им. Ленина. (А. Першин крайний справа)
- В отличие от нынешних игроков ваше поколение играло практически без замен…
- Да раньше нам было зазорно уходить с поля. Попробуй кого-нибудь с поля выгнать на лавку. Играли практически все 90 минут. Если только на угловом где-нибудь передохнешь. Столько возмущений было, когда кого-то меняли.
- Раньше игроки были более крепкими и амбициозными, или сейчас хоккей стал более скоростным?
- Не знаю. Может быть, и более скоростной сейчас хоккей. Раньше, все-таки, больше внимания уделяли технике. Гоша Канарейкин даже по тем временам очень быстро бегал. Но так он еще и накрутить мог. Игроки, мне кажется, более рационально силы расходовали, не носились по полю без толку. Сейчас таких игроков по пальцам пересчитать можно. Умнее хоккей был!
- Давайте немного отвлечемся от хоккея. Расскажите, какими были будни армейской команды в ваше время. Как складывались отношения с военным руководством?
- Нас особо никто не давил. Понятно, была армейская система. Если собрание, то все в форме по "линеечке". Бывало, конечно, и на "ковер" вызвали. Если плохой результат или что-то еще. Нужно отдать должное, в то время командующие любили хоккей с мячом, старались удовлетворять наши потребности. Мы были, можно сказать, на привилегированном положении. Всегда говорилось: "Мячистов" не трогать". Но в игровой и тренировочный процесс не вмешивались. А быт… Тогда было все скромнее, чем сейчас. Можно было прогуляться по улице Карла Маркса, да на пляж сходить, в кино. Вот и все развлечения.
- Вы до какого звания дослужились?
- Я - генерал-лейтенант (смеется). Три звезды, старший прапорщик.
- Какие впечатления остались от первых заграничных поездок?
- Конечно, для нас в то время эти поездки были большим событием. Это сейчас команды из Швеции той же не вылезают. А тогда… Строго все очень было. С нами начальство большое ездило , следило за нами. Дисциплина была очень строгая. Постоянно с нами были "особисты" со штаба. Прежде чем выехать за границу, с нами 15 раз собрание проведут, да потом еще и в Москве накачка. Конечно, очень интересно было со шведами играть. У них совсем другой хоккей был. Жесткий, силовой. Для нас еще было необычно, что они от ворот игру почти не начинали, в основном навесными передачами мяч вперед посылали. Ну и очень жестко играли. Сразу встречали в корпус. Только голову поднимешь, а он в тебя уже летит. Помню, поехали на чемпионат мира по юношам, так Ковалев там сразу все борта собрал, пару ребер ему сломали. Это наше первое знакомство со шведами было.
- А как получилось, что вы отправились играть в Финляндию?
- Нашему тренеру Владимиру Башану позвонили из Москвы, и сказали, что есть предложение из заграницы, пригласить туда одного-двух игроков СКА. Башан предложил мне. Как потом выяснилось, тренер финской "Нарукери", куда я поехал, меня хорошо знал. Он был в Хабаровске на турнире "Советской России" в 1976 году, на чемпионате мира в 1981-м. Видел меня. Когда я туда приехал, он меня сразу спросил: "Ты на своих коньках приехал"? "Я, - говорит, - видел тебя на тех коньках". В общем, приехал, и почти семь лет там и отыграл.
- И все же, чем было обусловлено ваше решение играть за границей? Наверное, не потому что "Башан сказал"?
- Чувствовал, что лучшие годы уже подходят к концу. Да и интересно было пожить, поиграть в Финляндии.
- И как все сложилось?
- Да как: игры, тренировки. Квартиру мне снимали. Переводчика предоставили. Кстати, мы с ними очень тесно общались, каждую неделю в гости ходили. Скучновато было. Ностальгия по дому мучала. Через год, или через два брат Юрка к нам переехал. Он сначала в Швеции с Ковалевым был, потом к нам перебрался. Потом еще и Чухлов приехал. Правда, особо выиграть чего-то не удалось. В плей-офф попадали. Даже как-то в первую лигу на год вылетели. Игроки в команде были далеко не сильные. Что говорить, мне там нападающего приходилось играть. Постоянно в лучших бомбардирах ходил (смеется). Когда в первой лиге играли, так больше сотни голов забил! Редко, когда без гола уходил.
- Желание остаться в Финляндии не возникало?
- Да никогда в жизни!
- А за выступлением хабаровской команды получалось следить?
- Конечно, по мере возможности. Тогда же мобильных телефонов и интернета не было. Газеты смотрел. Ну и в письмах мне постоянно вырезки присылали. Так что информацию я имел.
- После возвращения вы еще год отыграли за СКА…
- У команды тогда сложная ситуация была, попросили помочь. Правда, я больше на замену выходил. Потом понял, что пора заканчивать.
- Что еще яркого осталось в памяти о былых годах?
- Матчи с "Енисеем". Это был наш главный противник. Особенно для меня. Я же там всех знал, братья там мои играли. Я здесь, двое - там. И всегда у нас битва шла. Что в Хабаровске, что в Красноярске.
- В таком случае вы можете изложить свою версию событий матча сезона 1979/80гг. в Красноярске, который закончился победой СКА 7:6, но, как говорят многие, должен был закончиться "вничью"? Это правда?
- Должен был (смеется). Могу сказать, что заранее ничего не обговаривалось. Перед игрой они нам в шутку: "Давайте вничью, или мы вас "порвем". Ну мы, мол, как сыграем - так сыграем. Переговоры шли уже по ходу матча. Мы поначалу им, мол, давайте ничейку. Они - нет! А мы как закинули им сразу несколько мячей. Если память не изменяет, повели 4:1! Тут уже они к нам с предложением: "Ну, давайте, давайте"... Ковалев Николаевич машет, мол, ладно. Ну и понеслось после этого (смеется). Ну и тут последняя минута уже идет. 6:6. Тишин по краю прошел, сделал прострел. Коля Паздников едет, и замыкает. Вот дали бы ему потом сто раз так пробить, он не забил бы! А в тот раз забил! И все, на центр поля, и конец матча.
- Еще такие матчи были?
- Конкретных "договорняков" не было. Во всяком случае, деньги никто ни кому не давал. Бывало, что по-дружески… Если нам уже результат ничего не давал. Правда, не всегда. Помню, "Зоркий" к нам обратился. Им очень очки были нужны. То ли на второе место они шли, то ли на третье. А мы им здесь, как дали! (смеется). И медали у них ушли.
- Как вы относитесь к тому, что хоккей с мячом постепенно уходит под крышу?
- Трудно сказать. Для болельщиков, наверное, это хорошо. А для хоккеистов… Не знаю, я сам в крытых стадионах не играл. Только в "коробках". Но там труднее было дышать, ноги быстро "садились". Может быть, нужна определенная привычка. Время покажет. По мне так лучше на открытом воздухе.
- Если бы была возможность, что бы вы хотели изменить в своей жизни?
- О прошлом не жалею совершенно. Единственное, что хотелось бы изменить - сбросить годков тридцать, и поиграть на хорошем уровне в нынешнее время.
© Виталий Афанасьев / Пресс-служба ХК "СКА-Нефтяник"
алекс мы не друзья и не знакомы были.А тебя помню и знаю очень хорошо.Нет я не играл с тобой в мячик, по натуре я гражданский человек.Но я обратил на тебя внимания по другой причине.Ты тогда катался на коньках в СКА лучше всех.И не скромничай,я знаю что говорю.Не быстрее всех,а техничней всех.Да ты был самый маленький это точно и почти все атаки шли через твои руки и ноги.Считаю тебя одним сильнейших полузащитников того времени не только в СКА ,но и в России.Я с нападающими тебя не сравниваю.Только с полу-защитниками атакующего плана.За 50 лет что я болею за Хабаровчан,ты в 4ке лучших за всё время.Здоровья тебе Сашка и моё большое уважение.
Нужно уже думать о том,что дворец будет полным.Надо уже сегодня покупать классных игроков типа Ломанова или Носонова.Удачи заслуженному мастеру .
Александр, от всей души с юбилеем. Ты радовал нас своей игрой,которая не забудется никогда. Твоя низкая посадка,техника. К сожалению таких игроков в нашей команде сейчас нет. Желаю тебе воспитать, побольше игроков,как ты. Тогда мы обязательно станем чемпионами!